Психологические особенности восьмиклассников
Познавательные процессы:
В 8-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи.
У восьмиклассника становлениеие теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Рекомендация: Мама и Папа, обратите внимание на мои фантазии. В них легко увидеть мои желания и потребности, многие из которых необходимо вовремя скорректировать. Тогда в дальнейшем я избегу многих проблем и неприятностей.
Ведущий вид деятельности:
В 8-ом классе, как и в 7-ом, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Рекомендация: Мама и Папа, я испытываю сильное желание быть самостоятельным и равным с вами в правах. Но мне все равно нужна ваша любовь. Дайте мне эмоциональное семейное тепло, и тогда я буду благополучно развиваться дальше.
Социальная ситуация развития:
В 8-ом классе, как и в 7-ом, дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Рекомендация: Мама и Папа, если вы знаете, что моя компания не занимается чем-то из ряда вон выходящим, то не стоит слишком оберегать меня от общения. Многие состоявшиеся музыканты, художники, поэты признают, что родители не одобряли их тусовки. Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем, постарайтесь наладить контакт с кем-то из моих друзей.
Мотивация:
Главная мотивационная линия 7 – 8-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.
Рекомендация: Мама и Папа, мне тяжело проявлять настойчивость, силу воли и терпение, чтобы достичь созданный мной идеал. Я иногда вместо того, чтобы действовать, погружаюсь в мир фантазий. Поощряйте и побуждайте меня заниматься физической культурой и спортом, ходить в различные кружки и секции. Это необходимо для моего саморазвития.
Новообразование:
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет) считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости восьмиклассника проявляется:
· в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.
· в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы и т. п.
Рекомендация: Мама и Папа, никогда не спорьте со мной об одежде. Это бесполезно. Лучше воспользуйтесь неустойчивостью моих вкусов и взглядов и примените «хитрый» прием: идя со мной в магазин, на рынок или еще куда-нибудь, обратите мое внимание на понравившегося вам молодого человека и отметьте его вкус в одежде, а под конец добавьте: «Тебе бы тоже подошел этот стиль».
Общение:
· Общение со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.
· Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком.
Рекомендация: Мама и Папа, обсуждайте со мной все семейные вопросы, не скрывайте трудности, с которыми сталкивается наша семья. Все это часть взрослого мира, в который я так стремлюсь. Позиция: «Ты еще не подрос», - обижает и отталкивает человека, считающего себя взрослым. Объяснить мне можно все, главное – подобрать нужные слова.
Мама и Папа, мне сложно объяснять вам причины своего поведения. Научите меня анализировать совершенные действия, мои увлечения, задавая вопросы:
- Почему я так поступил?
- Нужно ли было так поступать?
- Что было бы, если бы я поступил по-другому?
- Почему меня привлекают именно эти увлечения?
- Чем их можно было бы заменить?
- и т.д.
Кадрилеева Лилия Николаевна