ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД
в 5-12 классах
Цели развивающей беседы:
q развивать способность ученика к самоонализу и самооцениванию;
q предупреждать сложные проблемы, связанные с поведением или успеваемостью ученика;
q формировать отношения с учеником и его родителями через взаимопонимание;
q поддерживать ученика и его развитие путем консультирования родителей;
q выражать положительные ожидания школы;
q получать обратную связь
Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.
5 основных вопросов, которые всегда помогают учителю при проведении развивающей беседы.
q Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
q Что тебе наиболее интересно на занятиях?
q Что тебе в учебе нравится меньше всего?
q Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
q Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
Вопросы для развивающей беседы в 5-6-7 классе
Учебные компетенции:
Для чего ты ходишь в школу?
Для чего ты изучаешь этот материал?Легко ли тебе отвечать на вопросы учителя или написанные в конце параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Какие предметы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?
Сколько времени обычно ты тратишь на подготовку домашних заданий?
Нуждаешься ли ты в помощи, когда готовишь домашнее задание?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей успеваемости (работая индивидуально, с своседом по парте, в групповой работе, отвечая устно, письменно)?
Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты справлялся?
Какой предмет для тебя наиболее сложен?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Расскажи о случае, когда ты испытывал удовлетворение от своих результатов учебы.
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Коммуникативные компетенции:
Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Что ты любишь делать на перемене?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Удается ли тебе отстаивать свое мнение среди одноклассников?
С какими людьми тебе нравится общаться?
С какими людьми тебе сложно общаться?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями? ( Если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Нравятся ли тебе школьные мероприятия?
Как ты предпочитаешь проводить время?
Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Самооценка:
Как ты думаешь, каким человеком тебя считают одноклассники\ учителя\ родителя?
Что, по-твоему мнению, ты умеешь делать хорошо?Что для тебя значит быть вежливым?
Что тебе в себе нравится?
Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относится? А как этого достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Расскажи о случае, когда ты гордился собой.
Дополнительтные вопросы:
Чем ты увлекаешься, в какие кружки ходишь ?
Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?
Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Что для тебя значит быть вежливым?
Какие цели у тебя есть? Как ты их добиваешься?
Как ты считаешь, что тебе мешает учиться лучше? Как ты с этим справляешься?
Что в данный момент у тебя в учебе вызывает наибольшие трудности?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроение ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Расскажи о своих увлечениях.
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что тебя больше всего огорчает и радует в школе?
Вопросы для учеников 8-9 классов
Учебные компетенции
Чему ты хотел бы научиться в процессе дальнейшей учебы?Какие знания, получаемые в школе для тебя особенно ценны?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Берешь ли ты заведомо трудные учебные задачи? Как ты с ними справлялся?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты с ними справился? Что бы ты теперь сделал по-другому?
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
Какой подход (стиль преподавания) учителя наиболее подходит тебе?
На каком месте в ранге ценностей у тебя стоит учеба? Как это влияет на качество твоей учебы?
Какого признания ты добился в учебе? В чем ты еще добился признания?
Что в процессе учебы для тебя является самым сложным?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей?
Расскажи, какие учебные навыки тебе помогают в школьной жизни?
Какие из твоих учебных навыков требуют дальнейшей работы над ними. Что ты для этого делаешь?
Что в учебной деятельности у тебя хорошо получается и ты испытываешь от этого удовлетворение.
Коммуникативные компетенции
Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?
Что для тебя значит быть вежливым?Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?
Нравится ли тебе участвовать в школьных мероприятиях?
Опиши случай твоего несогласия с учителем и каким образом ты вышел из положения?
Если ты не согласен с мнением коллектива, то как ты себя обычно ведешь?
Бывает ли, что ты соглашаешься в каких-то вопросах с ребятами, хотя сам так не думаешь и не поступил бы так. Если да, то как ты думаешь, почему так происходит? Если нет, то как тебе это удается, ведь это довольно сложно – сохранить свое мнение в коллективе сверстников.
Что бы ты посоветовал сверстнику, который ведет двойную жизнь, неблагоприятно отражающуюся на учебе.
Самомоценка
Какие твои наибольшие достижения?
Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Ставил ли ты перед собой цели? Если да, то удавалось ли их достичь?
Считаешь ли ты себя индивидуалистом или человеком команды
Как ты считаешь, тебя понимают учителя?
Дополнительные вопросы:
Расскажи о своих увлечениях.
Как ты считаешь, должны ли быть в жизни человек увлечения? Почему?Каких правил и принципов ты придерживаешься в жизни\ в дружбе\ в учебе
Что ты ценишь в людях?
Где ты видишь себя через 3\5\10 лет?
Как ты планируешь свое время?
Опиши, пожалуйста, свой обычный школьный день.
Учебные компетенции
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)
Как ты считаешь, в чем состоит секрет успешной учебы?
Чему, самому важному, на твой взгляд, ты научился в школе?Насколько доволен ты своими учебными результами?
Коммуникативные компетенции
С какими людьми тебе сложно общаться?
Какие отношения были у тебя с учителями? (если выясняется проблема, то :Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)Опиши какой-либо случай твоего несогласия с учителем. Как ты вышел из положения?
Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты считаешь, легко ли окружающим людям с тобой общаться и жить в одном коллективе?
Насколько важным для себя ты считаешь умение общаться?
Самооценка
Что ты умеешь делать хорошо, какими навыками и умениями обладаешь?
Что тебе нравится в себе, как в личности?Что ты хотел бы изменить в своем характере?
Удавалось ли тебе побеждать свои слабости? Приведи пример.
Ты человек коллектива или индивидуалист?
Назови свои сильные стороны личности. Благодаря чему они сформировались?
Назови свои слабые стороны личности. Как ты над ними работаешь?
Дополнительные вопросы:
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что ты думаешь о своем будущем?Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Где ты видишь себя через 3\5 лет?
Вопросы для учеников 12 класса
Учебные компетенции
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Что для тебя было самым сложным\ трудным\неприятным в школе? Как ты с этим справлялся?
Какое отношение учителей к тебе было наиболее полезным для твоей учебы?
Как ты считаешь, какие навыки, полученные за годы учебы в школе, тебе будут наиболее полезны?
Знания, которые ты получал в школе, отвечали твоим потребностям в познании мира?Есть ли такие темы, которые остались для тебя непонятыми?
Что тебя особенно побуждало учиться?
Что\ чему ты хотел понять\ научиться, но так и не смог это сделать в школе? Намерен ли ты в дальнейшим овладеть этими знаниями (или понятиями)?
Коммуникативные компетенции
Что значат для тебя твои одноклассники?
Легко ли тебе с ними общаться?Считаешь ли ты умение общаться необходимым условим для реализации в обществе?
Легко ли тебе вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения?
С какими людьми ты предпочитаешь общаться?
Как ты считаешь, будет ли ваш класс поддерживать свои отношения после окончания школы? Заинтересован ли ты в этом?
Самооценка
Каким ты видишь себя в будущем?
Как ты считаешь, каким учеником ты был? Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему? Какие черты твоей личности раскрылись в школе?
Как ты считаешь, на формирование каких черт твоей личности оказала влияние школа (и на какие – семья)? Каким образом?
Дополнительные вопросы
Какие амбиции (ожидания, цели, мечты) у тебя были в школьные годы?
Какие качества в людях ты ценишь?Какие шаги ты уже предпринял или намерен предпринять для достижения своих целей?
Как ты считаешь, кем бы ты мог стать в будущем?
Какие цели ты ставишь для себя на будущее, на ближайшие 5\10 лет?
("Merlecons ja Ко")
Вопросы для развивающей беседы с родителями ученика
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны ?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам , учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны ?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам , учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.
Проведение с учениками развивающих бесед и бесед по результатам успеваемости
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA
Дата проведения развивающей беседы |
Фамилия | Имя |
Вопросы | Пояснение |
Что тебе больше всего нравится в учебном процессе? | |
Что тебе наиболее интересно на занятиях? | |
Что тебе в учебе нравится меньше всего? | |
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой? | |
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей? |
Комментарий |